Путешествие на велосипеде        30 июля прошлого года «Першотравенск сегодня» публиковал материал о велопробеге двух першотравенских парней по маршруту Першотравенск — Бердянск (кто не читал — настоятельно рекомендуется — очень интересно). Сегодня, с удовольствием persh.info продолжает рассказ о самобытных парнях, которые в этот раз отправились на Хортицу.

Этот отчет посвящен поездке на остров Хортицу в мае 2016 года. Данная поездка была у нас давно в планах и предполагалось, что где-то летом получится поехать велосипедами в Запорожье и посетить Запорожскую Сечь. И вот судьба дала шанс осуществить задуманное еще раньше, в период майских праздников.

Подготовка к походу

Так вышло, что мне устроили каникулы, а точнее всех отправили в отпуска с 1 по 10 мая. Грех было не воспользоваться такой возможностью и не отправиться в велопоход. Саша же стал договариваться на работе, чтобы его отпустили, работал в две смены, перевыполнял нормы, работал во время обеденных перерывов, делал все, чтобы получить отгулы.

Мы в всерьез настроились ехать на Хортицу. И тут же понеслась череда обсуждений, переписок, строились планы, маршруты. Я просиживал вечерами, изучая карту и составляя будущую дорогу на Запорожье. Фотографии в гугле не давали покоя — они переносили меня туда, в центр казацкой славы, окруженный могучим Днепром и металлургическими заводами. Уж очень хотелось все увидеть собственными глазами. Кроме того, изучал разные достопримечательности острова и, в основном, города: историю, время создания и прочее. Это отнимало время, но было жутко интересно все разузнать просто для себя.

Пока Саша решал вопросы на работе, я понял, что пора отвлечься  от истории и географии, а срочно заказывать спальник! Ведь впереди майские праздники — если даже инет магазин вышлет товар, то новая почта может подставить. Решил не рисковать, потому заказал спальник в розетке, где в нагрузку, как подарок, давали каремат. Роман же взял спальный мешок у знакомых, а подарочный коврик я тоже взял, чтобы ему было на чем спать. Палатка есть у Саши, четырехместная, которую он принес накануне ко мне, чтобы я ее взял на багажник, ведь у него и так куча вещей. Так мы разделили груз. Кроме того, мы распаковали новый спальник Trek Planet DAKAR и обсудили некоторые детали.

Определились ответственные: Саша за питание, Роман за воду, Я — картограф. Ехать решили через Васильковку, а в Новониколаевке встречаем Рому и едем до места ночлега. План таков: 5 мая выезжаем в обед, едем до темна и становимся на ночлег, 6-го числа доезжаем до Хортицы, там гуляем, становимся палаткой на пляже, а утром 7-го рвем домой, проезжая за день все 150 км, ведь 8-го поминальный день, а Саше надо будет попасть утром в село.

Первый день пути. 5 мая

Рано утром, когда еще не было 6 часов, меня разбудил сын. Выспаться не удалось, зато появилось больше времени для сборов. Первым делом я решил сварить цепь в парафине. После варки потерял одну половинку замка от цепи. Пришлось бежать в веломагазин за новым и тратить 20-ку. Я не переживал, но помотаться сутра пришлось. В итоге я был собран к 12-ти и потом почти 2 часа ждал сигнала от Саши выезжать. Он же тоже встал спозаранку,  поскольку должен был выполнить план на работе, чтобы быстрее освободиться и выехать.

Все сказаны слова, все сделаны дела

И снова вместе на дороге мы с тобой

Время в даль лететь, нет больше сил терпеть

Когда ты в коже, на коне, а конь стальной

Ария «Пробил час»

В 14:00 мы стартовали от Сашиного подъезда. До него я доехал с трудом, а вернее очень опасался, что груз развалится по пути. Саша же переживал, что не выдержит заднее колесо от нагрузки. Мы впервые везли такой большой багаж. И по первой было вообще страшно ехать, но от поставленных планов отказываться никто не собирался.

С погодой повезло в том, что дождя не было ни накануне, ни в день отъезда, а значит мы поедем грунтами. Загодя узнали, что разлился ставок возле Чумаков, поэтому поехали чуть другой дорогой, которой еще не ездили. В результате даже сократили путь на пару тройку км. Хотя ехать было страшно и стало ясно, что запланированные 90-100 км мы сегодня до темна преодолеть не успеем.

Но все поменялось тогда, когда выехали на асфальт. До самой Васильковки нам помогал попутный ветер, а груз, лежащий на багажнике, вообще не ощущался. Если в начале путешествия я постоянно смотрел то в зеркало, то оглядывался назад, а потом просто помнил о нем, что багаж есть и не стоит делать резких маневров. Труднее было на остановках. Ведь велосипед надо или придерживать или надежно облокачивать о что-нибудь, дабы не завалился.

Роману до места встречи в Новониколаевке ехать почти раза в 3 меньше. Поэтому он давно был «на чемоданах», желая поскорее стартовать и ожидая, когда же мы проедем Васильковку. Но когда мы ее миновали, путь поворачивал на юг, а ветер тоже развернулся к нам и дул в лицо. До этого мы даже на горку въезжали на скорости 32 км/ч. Саша постоянно твердил, чтобы я наслаждался моментом. Я же получал удовольствие просто от того факта, что удалось отправиться в поход, выехать далеко и насладиться дорогой.

Вместе со встречным ветром на улице заметно похолодало. Проезжая Софиевку, посмотрел на то место, которое рекомендовал Роман для ночевки на тот случай, если бы мы выехали не в обед, а после 5 вечера. На берегу р. Терсы действительно живописный край. Но мы сегодня едем дальше.

Новониколаевка

В Новониколаевке Роман уже поджидал нас на перекрестке напротив памятника трактора. Мы с Сашей решили, что Рома будет отвественный за питье, поэтому отправили его в магазин за водкой. После чего мы свернули на трассу Донецк-Запорожье. Но проехали не далеко, так как солнце уже садилось, а ставить палатку по темному желания не возникало.

Мы вновь пересекли Терсу, и чуть далее повернули на грунтовку. Долго не могли найти место для палатки, так как земля кругом была не ровная. Саша заметил, что мы немного теряемся в плане того, что не знаем, что надо делать. Согласен, ведь опыта таких ночевок практически нет, а его палатку закрытыми глазами не установишь, да и печку тоже не соберешь. А от этих двух процессов все зависит. Но мы вместе быстро справились и разбили лагерь.

щепочница

Отдельно скажу про печку-щепочницу, которую зовут Юля. Почему Юля? Потому что Юлия Владимировна, вона працюэ!

Печка действительно работает и работает отменно: сжигает все до тла и отдает все свое тепло казанку, в котором мы сварили гречку, вкинув в нее тушенку. Хавчик вышел отменный и мы здорово подкрепились перед сном, выкушав бутылочку цельсия, чтобы крепче спалося.

Сейчас и в дальнейшем на привалах мы слушали музыку с плейера и колонки, которые взял Саша. Отличная вещь! И батареек хватило на все время. Также были дополнительный свет, без которого не обойтись. Рома взял фонарь, который уже подсел на второй ночевке. А у Саши был детский фонарик-палочка, которой удобно было подсвечивать в палатке, а также павербанк, который почти не заряжался от солнца, но отдавал заряд другим устройствам, а также довольно мощно светил.

В спальниках было тепло и комфортно и холода вообще не ощущалось. Репеллент Off почти не понадобился. Комары исчезли вместе с солнцем, спать мешали лишь птицы, которые щебетали всю ночь.

Проехали 79 км.

День второй. 6 мая

Проснулись в районе половины шестого и начали потихоньку собираться. Кроме личных вещей и спальников, каждый вез следующий багаж:

Саша — каремат, казанок, еду, Юлию Владимировну и бук, которым она питается. Бук (буковые обрезки) брался из дому для приготовления пищи на Хортице, так как из интернетов мы узнали, что на острове нет дров и взять их негде. Деревья обламывать запрещено — заповедная зона. Благо у Саши есть друзья работающие на мебельной фабрике у которых обрезков бука полно.
Роман — 10 литров воды, еду и газовую печку.
Дима — палатку, 2 каремата.

После первой ночевки было решено немного раскидать груз, так как воду и большую часть еды мы использовали. У Саши самый большой велобаул, поэтому удобно везти казанок мог только он. Роман облегчился и ему досталась палатка. Но пустые бутылки мы не выкидывали, а забирали с собой для того, чтобы потом набирать воду при случае. Весь мусор увозили с собой всегда и везде. А печка Юля сжигала до тла все, что попадало ей в рот, оставляя лишь пепел.

На трассу выехали где-то в 8:45. На остановке видели ставки, где хотели остановиться на ночлег, но так туда и не доехали. Вполне возможно, что там частный ставок и мы могли вообще туда не попасть. Да и наше место ночевки оказалось весьма удовлетворительным.

Однажды во время одной из остановок Роман высказал, что темп мы взяли весьма приличный. Я же не ощущал усталости и мог крутить так довольно легко, но заметил опасения на будущее, что назад ехать с Сашей придется тяжело, ведь он любит вкручивать. К тому же он будет стремиться доехать как можно быстрее, чтобы попасть в село на кладбище.

В 11 часов проезжали Вольнянск по объездной мимо Агропроминвеста. Выехав на мост, увидели на горизонте Запорожье, а вернее ряд труб заводов. Захотелось почему-то пива. Это желание вызвано следующим ассоцитивным рядом. Я, планируя маршрут, казалось не плохо изучил Запорожье, а это большой город. Днепропетровск — тоже большой город. Он ассоциируется с молодостью, молодость — студенчество, студенчество — пиво. Такая вот логика.

Между тем, крутилось очень хорошо. Хотелось ехать и ехать, мчать вперед, как можно скорее. Перед блокпостом, на котором ни кого не было, был знак 30, но проезжали его со скоростью 35 км/ч. Да и дорога была отличной — широкой и нормального качества. Заметно было, что здесь был дождь. Но нам везло — до острова доехали по сухому.

На въезде в город нет стелы. Обычный знак. Роман сказал, что заезжал в Запорожье с другой стороны и там такая же картина. Не зачет для областного центра.

въезд в Запорожье

Перед заправкой VOG Саша отметил, что там, по слухам, отменный кофе. Правда стоит он 20 гривен. Но я его намек не понял и проехал дальше. Город встретил нас оживленным перекрестком со светофором, который мы переехали спокойно, а далее остановились, чтобы взять по мороженному.

Городской трафик довольно ощутимый, и ехать приходилось в напряженном состоянии. Поэтому Роман предложил немного изменить маршрут для облегчения проезда проспектов и перекрестков. Идея оказалась хорошей. Сложность езды в городе представляли перекрестки с поворотами на право, когда нам надо было ехать прямо. Здесь мы вставали не в правый крайний ряд, а занимали полосу левее, чтобы не мешать машинам, поворачивающим на право. Но также напрягали маршрутки, которые постоянно заезжали в свои карманчики для остановок, а объезжать их приходилось с лева возле потока машин. Я пару раз проезжал на зеленый мигающий, оставляя друзей стоять на светофоре. Зато только это давало мне возможность достать фотоаппарат, чтобы заснять город и товарищей.

На набережную выехали по ул. Украинской, миновав две большие магистрали — пр. Ленина и Героев Сталинграда. По моему плану на остров мы должны были заехать, проехав всю набережную до Преображенского моста. Но я сделал остановку, во время которой сказал о том, что нам надо искать продуктовый магазин. Саша глянул карту в приложении maps me, где нашел супермаркет Varus. Поехали через парк Победы, где к нам обратился местный полицейский патруль. Копы искали какую-то бегущую лань в серой кепке. Помахав полисменам отрицательно головой, поехали дальше.

По пути в Варус пришлось набрать высоту. Временами хотелось отрезать Сусанину ногу, но он твердил: не надо, ребята, я знаю дорогу. В магазине были куплены макароны, две консервы бычков, водка, пиво и вода. А еще мы с Сашей скушали по булочке. В Варусе вкусная выпечка! На правах рекламы)

Рома нашел короткую дорогу и мы спустились по ней, откуда двинулись по ул. Победы. Доехав до перекрестка на Преображенский мост, перешли дорогу, как пешеходы. А затем проехались немного дальше, где вновь перешли на другую сторону по переходу. Движ пред мостом такой интенсивный, что мы не рискнули заезжать туда в потоке.

Планировалось ехать по мосту по пешеходной дорожке. Но с нашей стороны она оказалась не проезжабельной, изрезанной различными строениями. На другой стороне была дорожка без преград, но туда надо было еще попасть.

Мы сначала пофоткались на фоне острова, линий высоковольных передач, а потом решили спешиться и перейти на другую сторону. По мосту всего по одной полосе в каждом направлении. Но мы поняли, что ехать там не сможем. Там такой поток машин, что нас просто сомнут.

Выкатив велы на дорогу, нам автомобилисты дали ее перейти на другую сторону. А иначе никак — движение настолько плотное, что проскользнуть там не реально.

С пешеходной дорожки по левую сторону открывается вид на недостроенный мост через Днепр. В 14:20 въехали на остров Хортица. Но попали мы туда со стороны встречной полосы, а нам надо было по другую сторону моста. Кто-то предложил поехать в низ под опорами долгостроя, но мы быстро поняли, что дорога нас заведет не в ту степь. Тем более там был спуск и назад подыматься желания не было. Так что мы поднялись и заехали на круговое движение. Там мы с Сашей потеряли Романа, поехав в глубь острова по широкой трассе. Но быстро поняли, что пора возвращаться. Я нашел момент, когда машин стало меньше и развернулся, нарушая все правила дорожнего движения — с крайнего правого ряда переехал на встречку и при этом пересек двойную сплошную. Вскоре нашли Рому и вернулись на круг, где нырнули под мост.

Там сделали первые фото на Хортице и, перейдя пешеходный переход, поехали по нужной нам дороге к туристическому пляжу «Багдад». Здесь уже не было машин, а покрытие сменялось от асфальта до песков.

Налево пойдешь — коня потеряешь.

И вот наконец мы выехали на какую-то площадку, где открывался вид на скалистый правый берег. Эх, какая красота! И это только верхушка, а ведь нам предстоит провести там день в окружении каменистых утесов, на берегу Днепра.